Главная Люди «Шербурские зонтики» и любовь длинною в 50 лет: каким был Мишель Легран

«Шербурские зонтики» и любовь длинною в 50 лет: каким был Мишель Легран

«Шербурские зонтики» и любовь длинною в 50 лет: каким был Мишель Легран

Пока будет звучать «Осенняя грусть» из фильма «Шербурские зонтики», столько и проживет на свете память о величайшем композиторе Мишеле Легране. Но мы-то знаем: все приходящее, а музыка – вечна.

Мишель Легран по праву считается одним из самых лучших композиторов ХХ века и легендой Франции наравне с Шарлем Азнавуром. Песню из фильма «Шербурские зонтики» помнят многие и сегодня вспоминается с первого аккорда. Мы решили вспомнить главные вехи биографии великого композитора и рассказать о его любви, пронесенной сквозь полвека.

Детство гения музыки: 20-й округ, джаз по вечерам и маленькая Армения

Париж – город, в котором каждый дом и каждая постройка с удовольствием расскажет свою историю, причем – не нудным голосом экскурсовода, бубнящего в микрофон, а в красках, с яркими переливами, контрастами и мелодиями. Париж – старейший город, который будто бы никогда не стареет. Как дорогое вино, которое с годами становится лучше, собирает все краски и оттенки мира. Где-то в этом большом городе, на самой его окраине, и появился на свет Мишель Легран, ставший впоследствии, символом Франции.

22-ой округ Парижа находится не в центре – до Монмартра оттуда далеко, до Лувра и площадей центра – еще дальше. Именно здесь – среди маленьких домишек и узеньких переулков, появился на свет Мишель Легран. Творческая атмосфера окружала Мишеля Леграна с детства – родителями его были композитор Раймон Легран и Марсель Тер-Микаелян, сестра известного дирижера Жака Элиана. В крови маленького Мишеля перемешались густым тестом армянская и французская кровь и даже развод родителей в трехлетнем возрасте не помешал этому никак.

Музыка и Мишель были рядом с самого рождения – отец ставил маленькому мальчику пластинки, которые он слушал вместе со старшей сестрой Кристиан, водил в музыкальные театры, а дома мама часто напевала армянские мелодии. Детство, несмотря на то, что отец рано оставил семью, было уютным – таким, как обычно бывает, если у всех в семье есть общее дело.

В 1942 году Мишель Легран отправился учиться в Парижскую консерваторию, где и провел пять лет, изучая фортепиано и дирижерское дело под руководством известного режиссера Нади Буланже и Луссетт Дескейвс. Надя – известная парижская пианистка, вспоминала, что Мишель Легран был ее любимым учеником. Кстати, Легран старался радовать своего преподавателя – уже в том возрасте будущий композитор выиграл несколько призов, а в 1947 у него появилось еще одно увлечение и имя ему – джаз.

Мишель Легран и джаз

Будучи еще юным студентом Консерватории, Легран однажды посетил концерт Диззи Гиллеспи –известного джазового музыканта-трубача. Этот концерт многое перевернул в жизни Леграна – многие его друзья вспоминают, что тогда он даже хотел забросить фортепиано и начать играть на саксофоне или трубе. Но, к счастью, этого не произошло – консерваторию парень все же окончил, но с мечтой о джазе не расстался.

В 1952 году мечта Мишеля Леграна о джазе становится ближе – он пишет аранжировки для струнного оркестра Гиллеспи, с которыми тот выступает в своем европейском турне. Много позже Легран вспоминал, что именно это – аранжировка, о которой не знала широкая публика, для него было большим признанием таланта, прежде всего – для себя самого.

Жаклин Франуа, Анри Сальвадор, Катрин Соваж и Морис Шевалье – именно эти люди и их имена сыграли важную роль в карьере Мишеля Леграна. После окончания консерватории, Легран становится их аранжировщиком и не боится практиковать в записях не только джаз, но и экспериментировать. Известия о талантливом аранжировщике и музыканте начинают распространяться во Франции и у Мишеля Леграна растет армия поклонников. Морис Шевалье решает «трудоустроить» молодого музыканта и нанимает его своим «музыкальным директором», что на самом деле означало и аранжировщика, и композитора, и аккомпаниатора в одном.

Джаз и Америка

Благодаря, наверное, Шевалье, но больше – своей страсти к джазу, в 1954 году Мишель Легран отправляется в Колумбию, США, где вместе с Жаком Канетти записывает французские мелодии в стиле джаз для фирмы Philips. Легкий французский флер, парижские напевы и даже немного армянской грусти – все это Мишель Легран с удовольствием добавляет в свои сочинения и становится знаменитым на весь мир. В 1950-х Мишель Легран выступает в США и в Италии, а в 1958 стал одним из первых европейских музыкантов, сотрудничавших с американскими мастерами джаза – Биллом Эвансом, Джоном Колтрейном и другими.
И если язык, как говорят, доведет до Киева, то Мишеля Леграна слава довела до Москвы, которую он посетил во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов.

А потом началось кино…

Как ливень и любовь приходят в нашу жизнь внезапно, так в жизнь Мишеля Леграна внезапно пришел кинематограф. Уже завоевав славу композитора, работая со многими звездами европейской и мировой музыки, Мишель Легран в 1955 году написал несколько мелодий для короткометражки «Лица Парижа». Неожиданно, фильм становится популярным и к Леграну все чаще обращаются за новыми мелодиями.
Появлению Леграна в кино предшествовало несколько факторов. Во-первых, дебютная пластинка Леграна «Я люблю Париж» разошлась миллионным тиражом по миру, поскольку давала послушать людям, как «звучит» французское кино. Во-вторых, Мишель Легран уже в середине 1950-х заслужил славу талантливого джазмена. И третий факт – это Новая волна.
Конец 1950-х и начало 1960-х – это время появления так называемой «Новой волны» в кинематографе, представителями которой является Жан-Люк Годар и Жак Деми. Мишель Легран вовремя понял, что настало время нового кино – чувственного, с гибкими руками и образами, теплыми оттенками и долгими разговорами по душам под красивую музыку.

«Женщина есть женщина»

Картина Жана-Люка Годара «Женщина есть женщина» является самой первой «визитной карточкой» Мишеля Леграна. Фильм Жана-Люка Годара стал, можно сказать, первопроходцем жанра, но сразу же заслужил успех. Фильм взял две премии на Берлинском кинофестивале и вызвал настоящий ажиотаж в кинотеатрах. Люди пели песни из фильма на улицах, просили поставить их на «дансингах» (как тогда модно было называть танцы), заказывали на радио. Так что уже спустя пару месяцев после премьеры стало совершенно ясно: Мишель Легран вместе с Жан-Люком Годаром создали французскую музыкальную комедию.

«Шербурские зонтики»

После картины Годара, Мишель Легран пользовался огромным успехом – в год он писал музыку для двух-трех картин и короткометражек. Но в 1964 году к нему за помощью обращается вновь Жак Деми, с которым Легран работал над фильмами «Лола» и «Залив ангелов» — музыкальными комедиями, которые очень понравились зрителям.
В этот раз Деми хотел создать настоящую мелодраму, с приемами комедии и сильной драматургией, для чего персонажей в музыкальный фильм прописывали почти три месяца. Героиня Катрин Денев – Женевьев, прощается с парнем, провожая его в армию. И вот для этой сцены Жак Деми и заказал музыку у Мишеля Леграна.
Написать главную тему своей жизни – «Осенняя грусть», у Леграна получилось не сразу. По воспоминаниям помощников, мастер тянул с этой темой до последнего. Но все же – мелодия была написана, а режиссер Жак Деми, поняв, что Мишель Легран создал настоящий шедевр, сделал мелодию заглавной для фильма.

После премьеры «Шербурские зонтики» на Катрин Денев, Мишеля Леграна и Жака Деми обрушилась доселе невиданная слава. Композитор номинировался на статуэтку «Оскар» и несколько государственных наград, его приглашали в турне и на концерты, а «Шербурские зонтики» превратились в настоящий международный хит – фильм пользовался популярностью и в Советском союзе, где, кстати, стиль Катрин Денев принес настоящую революцию в мир тогдашней моды СССР.

Слава во всех уголках мира и Барбра Стрейзанд

После «Шербурских зонтиков» Мишель Легран вплотную работает с кинематографом. «Оскар» композитор получает за мелодии к фильму «Лето 42-го» и «Афера Томаса Крауна», заводит дружбу с другим знаменитым композитором Генри Манчини. Примечательно, что обоих сблизили «красивые фильмы о любви». Примерно в то же время, что и Мишель Легран, Генри Манчини создавал темы для знаменитого фильма «Завтрак у Тиффани». Правда, за свой фильм Генри Манчини все же получил «Оскар».
В 1970-х Мишель Легран много гастролирует с сольными программами на фортепиано и в джазе, создает либретто и темы для фильмов, а также – начинает работать с эстрадой. Элла Фицжеральд, Френк Синатра и Шарль Азнавур – это те знаменитости, с которыми в 1970-х работает Мишель Легран.
А в 1982 году Мишель Легран создает музыку для фильма Барбры Стрейзанд «Йентл» — фильм о еврейской девочке получил успех во многом благодаря музыке Леграна.

Любовь сквозь полстолетья

Мишель Легран всегда писал песни к фильмам, где неизменно был хэппи-энд, и все герои радовались жизни, находя свою любовь и счастье. Свой личный хэппи-энд пережил и Мишель Легран.

Мишель Легран познакомился с главной женщиной своей жизни, Машей Мериль, в 1964 году. Композитор и актриса попали в состав французской делегации на кинофестиваль в Бразилии. Легран обратил внимание на красавицу на пляже Копакабана и влюбился. По словам мэтра, это был платонический роман, который вспыхнул и по взаимному согласию пары закончился там же, в Рио-де-Жанейро. Музыкант был женат, дома его ждали жена Кристи и двое детей, Эрве и Бенжамен. А Маша собиралась замуж за итальянца.

Влюбленные снова встретились лишь в 2013 году в парижском театре «Буфф-Паризьен», почти спустя полвека после знакомства. Увидев друг друга в зрительном зале, влюбленные решили больше никогда не расставаться. Ради Маши Мериль Мишель Легран принял православие, а осенью 2014 года пара обвенчалась в Александро-Невском соборе Парижа.

Мишель Легран 

Оставьте комментарий

Your email address will not be published.